В отделении РНТ Института ядерной медицины проводят эффективное лечение пациентов с доброкачественными и злокачественными новообразованиями, заболеваниями щитовидной железы. Применяются следующие изотопы: йод-131, самарий-153, стронций-89, а также РФЛП на основе радия-223, лютеция-177.
Рассказывает заведующий отделением радионуклидной терапии ИЯМ Светлана Кот.
Светлана Ивановна, чем отличается радионуклидная терапия от других видов терапии при онкологии?
При химиотерапии препараты воздействуют на весь организм, и это высокотоксичные препараты, при лучевой терапии осуществляется локальное воздействие непосредственно на очаги – именно туда, куда направлен пучок облучения. При нашей методике радиофармпрепарат вводится внутривенно или внутривенно-капельно, возможно, перорально, и он сразу воздействует на все патологические очаги, которые есть у пациента.
То есть можно говорить о щадящем воздействии РНТ на организм?
Верно, радиофармпрепарат накапливается только в патологических очагах и создает высокие поглощенные дозы – во много раз превышена доза, которая допустима для организма в целом. При этом терапия переносится хорошо с минимальными побочными эффектами. Нужно сказать, что некоторые наши методики применяются в амбулаторных условиях, и пациент может не нарушать привычный образ жизни: прошел лечение и вернулся домой.
Но самое важное преимущество этого метода в том, что он дает надежду пациентам, болезнь которых достигла третей или четвертой стадии. Например, когда в терапии используется Лютеций-177.
Если мы говорим конкретно про Лютеций-177, обычно эта методика применяется как третья-четвёртая линия лечения, а пациенты обычно уже находятся в третьей или четвёртой стадии заболевания. И поэтому для пациентов такая методика – это как свет в конце тоннеля, когда у них есть отдалённые метастазы не только в кости, но и во внутренние органы.
Светлана Ивановна, скажите, пожалуйста, в чем преимущества Лютеция-177?
Лютеций-177 - туморотропный препарат, который влияет практически на все метастазы, которые есть у пациента, одномоментно. И оказывает на них терапевтический эффект: достигается быстрое обезболивание, улучшается качество жизни пациента, так как при костных метастазах болевой синдром очень выражен.
Какие разновидности рака лечат с применением Лютеция-177?
В настоящий момент мы применяем Лютеций-177-ПСМА для лечения метастатического кастрационно-резистентного рака предстательной железы. Лютеций-177-DOTATATE – для лечения нейроэндокринных опухолей, менингиом и др. Стоит отметить, что нейроэндокринные опухоли в РФ сейчас не лечат.
Какое количество введений предполагает курс лечения Лютецием-177?
В среднем от трех до шести введений.
Где вы берете радиофармпрепараты, и в частности, Лютеций-177?
Лютеций-177 мы начали синтезировать сами, остальные препараты мы закупаем. Тем не менее, это связано со значительными неудобствами. Во-первых, у многих радиофармпрепаратов короткий период полураспада, во-вторых, они очень дороги. Поэтому до конца года на территории ИЯМ начнет работу циклотронно-радиохимический комплекс, что позволит избежать перебоев с поставками РФЛП, а также снизит их стоимость для пациентов.
Кроме того, курс лечения не будет привязан к сроку поставки РФЛП, наоборот, мы будем готовить препараты под график приема пациентов.
Старт применения Лютеция-177 – это шаг в развитии тераностики. Нового подхода к созданию фармацевтических композиций, заключающийся в комплексном решении терапевтических и диагностических проблем путем создания препаратов, которые являются одновременно и средством ранней диагностики, и терапевтическим агентом.
Выяснение молекулярных механизмов заболеваний и поиск молекулярных мишеней для их диагностики - важнейшая область исследования, которая является составной частью тераностики и относит ее к разряду медицинской стратегии. Для развития в данном направлении необходима совокупность всех современных технологий молекулярной визуализации (ОФЭКТ/КТ, ПЭТ/КТ), индивидуальной биодозиметрии, радиофармацевтики, других направлений, и в настоящий момент все это есть в арсенале Института ядерной медицины.