Источник: «Медицинская газета» от 26.01.2024
О значимости Обособленного подразделения «Институт Ядерной Медицины» Химки, АО «Медицина» (клиника академика Ройтберга) говорит хотя бы такой факт: на его открытии присутствовала председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко и губернатор Московской области Андрей Воробьев. Три года работы подтвердили ожидаемый высокий уровень качества и эффективности лечения в «ИЯМ» Химки.
Каких успехов удалось добиться за три года? Об этом мы беседуем с Сергеем Владимировичем Дорофеевым, его директором, Вице-президентом по строительству, развитию и эксплуатации АО «Медицина» (клиника академика Ройтебрга), к.э.н.
- Как создавался институт и что можно назвать главным итогом его деятельности?
- Процесс создания был непростым: сначала его проектировало известное зарубежное архитектурное бюро, потом работы были отложены на несколько лет.
Но нет худа без добра. За это время ядерные технологии в медицине сильно продвинулись. И мы полностью изменили технологические и даже архитектурные решения, поскольку появились направления, которых не было раньше.
И хотя 3 года - срок в историческом смысле небольшой, нам есть чем гордиться. К слову, я бы даже отсчёт вёл не с момента открытия: после него как минимум полгода шли организационные процессы. Нужно было получить лицензии, подыскать кадры. Поэтому правильнее считать, что нынешних результатов мы достигли за два с половиной года. И они радуют: 25 тысяч человек получили за это время и диагностическую помощь, и лечение, при этом 80% пациентов составляют жители Московской области.
Институт занял видное место не только в системе здравоохранения Подмосковья, но и приобрёл известность в других регионах страны в области оказания высокотехнологичной медицинской помощи онкологическим больным. Мы лечим пациентов со всей сраны - от Крыма до Ямала и Якутии и Камчатки, и даже из ближнего зарубежья – Беларуси, Казахстана.
- По каким направлениям оказывается помощь?
- Работа ведётся по трём основным направлениям. Это, например, совершенно новая для нас сфера - радионуклидная терапия. Она оказалась интересной и востребованной, появился целый ряд методик, линейка терапевтических радиофармпрепаратов, которые сегодня реально помогают, особенно пациентам на поздних стадиях заболевания, продлить социально адаптированный период жизни.
Второе направление – радионуклидная и лучевая диагностика, к счастью, ставшая уже рутинной с точки зрения доступности и эффективности.
И лучевая и радиотерапия. Вот три таких ключевых направления, которые мы в своё время заложили и сейчас реализуем.
- Не было проблем с подбором кадров?
- Во-первых, «ИЯМ» Химки является клинической базой для кафедры ядерной медицины РНИМУ им. Н.И. Пирогова.
Мы готовили врачей радиотерапевтов, приглашали из других учреждений. И сегодня можем гордиться высокопрофессиональной командой, без которой никакое самое современное оборудование ничего бы не значило.
Процесс обучения и просвещения продолжается: проводим конференции и вебинары с областными онкологами, приглашаем врачей к нам. Берем тему, например, рак щитовидной железы, рак предстательной железы, и рассматриваем все аспекты, начиная от диагностики, дистанционной лучевой терапии до хирургических методов лечения. На мероприятиях выступают и наши врачи, и специалисты из других клиник,
Дружим с Медицинским радиологическим научным центром имени А.Ф. Цыба из Обнинска, где оказывают подобную помощь онкопациентам, перенимаем их опыт.
Но чем мы гордимся, наверное, больше всего, - институт не только заслужил авторитет у специалистов, но и доверие у пациентов. Они отмечают ответственный профессиональный подход врачей к своему делу, комфортные условия пребывания, и в целом доброжелательную атмосферу в наших стенах.
- Каким образом к вам попадают пациенты?
- «ИЯМ» Химки работает в системе государственных гарантий. Это очень важная позиция для нас. Конечно, есть и пациенты, которые сами оплачивают лечение, но сегодня практически 90% больных приходят к нам по системе медицинского страхования. Большинство из них направляются онкологами из ЦАОП Московской области, но, как я уже говорил, есть и из других регионов.
В 2024 г. АО «Медицина» и мы как его обособленное подразделение войдёт в систему государственных гарантий по высокотехнологической медицинской помощи (так называемый список 2), который позволит увеличить количество пациентов из регионов.
- Одна из составляющих успеха - хорошая материально-техническая база. Какое оборудование у вас представлено?
- Установлено два ПЭТ/КТ, причём один из них - цифровой, первый в стране, смонтирован совсем недавно. И в январе 2024 года мы начнём принимать первых пациентов.
В институте также есть три линейных ускорителя, в планах приобретение ещё одного. Возможности позволяют поставить 4 ПЭТ-сканера и 10 ускорителей. Мы это будем делать по мере загрузки отделения.
- Перед Новым годом логично продолжить разговор о планах.
- Планов, как говорится, громадьё. Во-первых, учитывая, что растёт востребованность радионуклидной терапии, этому направлению будет уделяться особое внимание. Если вначале в отделении было по несколько пациентов в месяц, сейчас уже 70 - 80, а потенциально может лечиться ежемесячно до 200 человек. Это такая хорошая проектная нагрузка.
Мы действительно сегодня собрали у себя в институте самые передовые технологии, но не собираемся останавливаться на достигнутом.
В наступающем году будет открыта вторая очередь нашего института – Циклотронный радиохимический комплекс. Это будет настоящая ядерная аптека по производству радиофармпрепаратов по стандарту GMP.
Сейчас в рамках этого стандарта проводим валидацию всех наших процессов. Консалтинговая компания проверяет соответствие нашего проекта, стройки и будущего производства высоким международным требованиям GMP.
Предполагаемая линейка препаратов обширная. Начиная от фторглюкозы, галия ПСМА, лютеция, актиний и ряда других диагностических и терапевтических препаратов.
Развитие производства, установка ещё одного линейного ускорителя и цифровой модели ПЭТ/КТ позволят в 2024 г. оказывать помощь еще 8 тыс. пациентов дополнительно по отношению к показателю 2023 года.
.